Дело № 33а-37/2025

Номер дела: 33а-37/2025

УИН: 24RS0048-01-2024-004943-05

Дата начала: 10.01.2025

Суд: Красноярский краевой суд

:
Стороны по делу (третьи лица)
Вид лица Лицо Перечень статей Результат
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Гусейнов Эльдар Афраилович
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК-31
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ ИК-27
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ГУФСИН России по Красноярскому краю
Движение дела
Наименование события Результат события Основания Дата
Судебное заседание Вынесено решение РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ 21.01.2025
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 29.01.2025
Передано в экспедицию 06.02.2025
 

Акты

Дело № 33а-37/2025 (судья Портных В.Ю.)

УИД 24RS0048-01-2024-004943-05

3.022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2025 года                     город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Малякина А.В.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.

при ведении протокола помощником судьи Аруслановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Краевая туберкулезная больница N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 24" Федеральной службы исполнения наказаний России об оспаривании бездействия

по апелляционной жалобе Гусейнова Э.А.

на решение Советского районного суда города Красноярска от 9 июля 2024 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано,

заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Гусейнов Э.А. обратился с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что Гусейнов Э.А. осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 06.06.2022года по п. «а» ч. 3 ст. 163, ч. 1 ст. 210 УК РФ, ч.3 ст.69, в силу части 5 ст.69 УК РФ со сложением наказания по приговору от 12.04.2021года к 20 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима. 08.12.2023года в выписном эпикризе ФКЛПУ КТБ-1 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю указано, что врачом-окулистом рекомендовано Гусейнову Э.А. проведение медико-социальной экспертизы для определения группы <данные изъяты> в связи с <данные изъяты>. Административные ответчики не направляют Гусейнова Э.А. на медико-социальную экспертизу, мотивируя бездействие заключением врачебной подкомиссии филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 08.12.2023года, которым оснований для направления на МСЭ не установлено. Бездействие считает незаконным и нарушающим его права.

Гусейнов Э.А. просил признать незаконным указанное бездействие ФКУ ИК-31 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю

Определением Советского районного суда г.Красноярска от 26 марта 2024 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ Лечебно-профилактическое учреждение "Краевая туберкулезная больница N 1" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 24" Федеральной службы исполнения наказаний России.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гусейнов Э.А. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Судом первой инстанции не учел то, что отказ в направлении на МСЭ не мог служить основанием для отказа в направлении на ВПК. Следовало направить Гусейнова Э.А. на врачебную подкомиссию для определения показаний для медико-социальной экспертизы. Выводы суда о пропуске срока для обращения в суд не учитывают то, что бездействие носило длящийся характер.

Апелляционным определением судебной коллегии Красноярского краевого суда от 17.09.2024 года решение Советского районного суда города Красноярска от 9 июля 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гусейнова Э.А. – без удовлетворения.

Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.11.2024 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17.09.2024 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Заслушав Гусейнова Э.А., просившего об отмене решения суда с учетом кассационного определения от 20 ноября 2024 года, представителя ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России по доверенности Вигель Ю.В., представителя ФКУ ИК № 31 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю по доверенностям Сердцеву А.П., согласившихся каждая в отдельности с решением суда первой инстанции, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не заявивших ходатайств об отложении слушания дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что итоговое постановление необходимо оставить без изменения по существу в связи со следующим.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В соответствии с частью 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 101 УИК РФ порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствие с пунктами 1, 2, 7 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под медико-социальной экспертизой понимается признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Приказом Министерства юстиции России от 02.10.2015 N 233 (в редакции до Приказа Минюста России от 29.11.2024 N 354) утверждены "Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы" (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 Порядка медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

В соответствии с пунктом 3 Порядка осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 4 Порядка).

В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения) (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 8 Порядка медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 утверждены Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с пунктом 5 «Правил признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от 10.06.2021 утвержден Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы (далее - Перечень медицинских обследований), который действовал в период спорных отношений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гусейнов Э.А. осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 июня 2022 года по п. «а» ч. 3 ст. 163, ч. 1 ст. 210 УК РФ, ч.3 ст.69, в силу части 5 ст.69 УК РФ со сложением наказания по приговору от 12.04.2021года к 20 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы сроком 2 года. Приговор вступил в законную силу 20.09.2023года.

Из истории болезни № <данные изъяты> в отношении Гусейнова Э.А. следует, что осужденный находился на стационарном лечении в КТБ № 1 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю с 8 ноября 2023 года по 30 ноября 2023 года в отделении ТЛО № 1, переведен в <данные изъяты> отделение ТБ № 1 с 30.11.2023г. по 08.12.2023г. Установлен диагноз: <данные изъяты>

20.11.2023года, 04.12.2023года Гусейнов Э.А. осматривался врачом-офтальмологом с применением офтальмоскопа в связи с жалобами <данные изъяты>. У осужденного выявлены <данные изъяты> 04.12.2023 рекомендовано: <данные изъяты>

<данные изъяты>. Состояние Гусейнова Э.А. удовлетворительное, рекомендовано <данные изъяты>, клинический и реабилитационный прогноз - <данные изъяты>. Копия выписного эпикриза от 08.12.2023 года вручена 11.12.2023 года лично Гусейнову Э.А., с выпиской ознакомлен.

Врачебной подкомиссией филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России 08.12.2023 года в составе председателя и четырех её членов рассмотрено обращение Гусейнова Э.А. для определения медицинских показаний для предоставление на МСЭ. Предоставлены на рассмотрение комиссии документы: история болезни <данные изъяты>, с 08.11.2023 года и амбулаторная карта. После обследования и лечения установлен диагноз: <данные изъяты>

Заключением врачебной подкомиссии филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 08.12.2023года постановлено:

- дефектов в оказании медицинской помощи Гусейнову Э.А. не выявлено;

- учитывая отсутствие стойких нарушений <данные изъяты>, показаний для направления на МСЭ нет. Ходатайство Гусейнова Э.А. о направлении на МСЭ признано необоснованным.

Разрешая административные исковые требования, применяя приведенные выше нормы права, регулирующие возникшие отношения, суд первой инстанции исходил из того, что требования нормативных правовых актов в отношении административного истца, связанные с определением медицинских показаний для предоставления на медико-социальную экспертизу, врачебных рекомендаций, выполнены. Врачами КТБ-1 Гусейнов Э.А. обследован, в том числе с применением лабораторных и инструментальных исследований. Оснований для направления на МСЭ не выявлено.

Помимо этого, суд первой инстанции посчитал, что Гусейновым Э.А. пропущен предусмотренный частью 1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обжалования оспариваемого бездействия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости отказа в иске по существу, так как эти выводы основаны на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, подтверждены предоставленными в дело доказательствами, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

В период нахождения на стационарном лечении в КТБ № 1 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю с 8 ноября 2023 года 8 декабря 2023 Гусейнову выставлен диагноз: «<данные изъяты>.

20 ноября 2023года, 4 декабря 2023года Гусейнов Э.А. осматривался врачом-офтальмологом, исследовалось <данные изъяты> <данные изъяты>. У осужденного выявлены последствия <данные изъяты>. 04.12.2023 врачом-офтальмологом рекомендовано направление на врачебную подкомиссию для определения показаний на МСЭ.

8декабря 2023 года врачебной подкомиссией филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России рассмотрено обращение Гусейнова Э.А. для определения медицинских показаний для предоставления на МСЭ. После изучения истории болезни № <данные изъяты> от 08.11.2023 года и амбулаторной карты с учетом выставленного сопутствующего диагноза <данные изъяты> члены подкомиссии пришли к мотивированному выводу (оформленному в виде заключения врачебной подкомиссии) об отсутствии оснований для направления Гусейнова Э.А. на МСЭ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 N 3289-О, нарушение здоровья может приводить как к временной нетрудоспособности, так и к длительной - стойкой утрате трудоспособности. Лицо же, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее помимо прочего к полной или частичной утрате этим лицом способности заниматься трудовой деятельностью и вызывающее необходимость его социальной защиты, признается инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; пункты 5 и 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года N 588).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" лица, имеющие остроту зрения на один глаз в виде 1,0, не имеют права на признание инвалидом.

В связи с этим судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы, ставящие под сомнение заключение врачебной комиссии филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 08.12.2023года об отсутствии оснований для направления Гусейнова Э.А. на МСЭ. Оснований сомневаться в компетентности специалистов, дававших заключение врачебной комиссии, не имеется, поскольку выводы врачей логичны, последовательны и базируются на медицинской документации и результатах непосредственного осмотра Гусейнова Э.А.

При этом 11.12.2023 года Гусейнову Э.А. для самостоятельного обжалования решения врачебной подкомиссии была выдана на руки копия выписного эпикриза от 08.12.2023 и копия протокола заседания врачебной подкомиссии от 8 декабря 2023 года.

В соответствии с пунктом 5 Порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Министерства юстиции России от 02.10.2015 N 233 (в редакции Приказа Минюста России от 29.11.2024 N 354) в случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается заключение врачебной комиссии медицинской организации уголовно-исполнительной системы и осужденный (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации уголовно-исполнительной системы в соответствии с положениями пункта 20 Правил, то есть в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Поэтому на решение об отказе в направлении на МСЭ медицинской организации уголовно-исполнительной системы Гусейнов Э.А. не лишен возможности подать жалобу в соответствии с пунктом 20 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года N 588.

Изложенные в суде апелляционной инстанции доводы административного истца о том, что им не обжалуется ненаправление Гусейнова Э.А. на медико-социальную экспертизу из-за заключения врачебной подкомиссии филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 08.12.2023года, по мнению судебной коллегии, вступают в прямое противоречие с доводами административного искового заявления(л.д.4) и апелляционной жалобы(л.д.75) о том, что им обжалуется бездействие, выраженное в ненаправлении Гусейнова Э.А. на медико-социальную экспертизу из-за заключения врачебной подкомиссии филиала ТБ № 1 ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 8 декабря 2023 года.

В силу части 1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

По мнению судебной коллегии, оснований для выхода за пределы заявленных требований по настоящему делу не имеется.

Вопреки доводам Гусейнова Э.А. при установлении <данные изъяты> с использованием Таблицы Сивцева не имелось оснований для направления осужденного на медико-социальную экспертизу.

Гусейновым Э.А. в суде апелляционной инстанции не оспаривалось наличие у него <данные изъяты>.

Поэтому неприменение иных методов и диагностических исследований, кроме осмотра врачом-офтальмологом с применением обычного офтальмоскопа, по мнению суда апелляционной инстанции, не повлекло и не могло повлечь нарушений прав Гусейнова Э.А. при разрешении вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу.

С учетом приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчиков причин для направления Гусейнова Э.А. на медико-социальную экспертизу по его обращению с жалобой на <данные изъяты>, поскольку с учетом нормальной остроты зрения<данные изъяты> оснований для признания истца инвалидом, предусмотренных пунктом 5 Правил признания лица инвалидом, не имелось.

При этом судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Обстоятельства обжалования Гусейновым Э.А. бездействия административных ответчиков, подача им административного иска 18 марта 2024 года свидетельствуют о том, что срок для обращения в суд не был им пропущен.

Однако ошибочные выводы суда о пропуске срока для обращения в суд не влияют на правильность выводов суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по существу и не могут повлечь отмену решения по делу.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Ни одного из указанных условий в рассматриваемой ситуации не установлено.

Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Красноярска от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 января 2025 года.

 

© Павел Нетупский ООО «ПИК-пресс».