Судья – Чернова Н.Е. Дело № 33а-171/2025 А-20а
24RS0056-01-2023-003791-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2025 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Сидоренко Е.А.,
судей – Данцевой Т.Н., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошкаревой Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску Центрального Банка Российской Федерации в лице отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю об оспаривании акта внепланового рейдового осмотра, предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности
по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю – Тихоненко Р.М.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 января 2024 года, которым постановлено:
«Признать незаконным пункты 2 и 11 предписания ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 05.04.2023г., выданного ЦБ РФ в лице отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ЦБ РФ в лице отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Центральный Банк Российской Федерации (далее – Банк России) в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУ МЧС) по Красноярскому краю о признании незаконным акта внепланового рейдового осмотра от 5 апреля 2023 года № 190 и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 190/1.
В обоснование своих требований сослался на то, что названные документы, составленные по итогам выполнения контрольного мероприятия по объекту – нежилые помещения, расположенные в здании по адресу г. <адрес>, составлены с грубым нарушением предписаний Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ. Так, в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в качестве контролируемого лица указано только ООО «Центр Воскресенский», Банк России в таком статусе не значится, что препятствует принятию решения в отношении него, поскольку при таком положении он не может считаться надлежащим образом проинформированным о государственном контроле (надзоре) и его результатах, а также был лишен возможности обжаловать акт и предписание с помощью государственной информационной системы. Кроме того, в едином реестре не была размещена информация о составлении документов по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, выявленных нарушениях обязательных требований. Помимо этого, полагает, что предписание незаконно ввиду его неисполнимости (пункты 1-8, 10-14). Часть помещений в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск<адрес>, принадлежит иным лицам, а потому Банк России не может выполнять какие-либо распорядительные действия в отношении них. В пунктах 7, 15 предписания имеется ссылка на п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, который не указан в предмете рейдового осмотра.
Определением суда от 23 января 2024 года (т. 3 л.д. 94-98) производство по делу в части требований о признании незаконным акта внепланового рейдового осмотра от 5 апреля 2023 года № 190 прекращено в порядке п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю – Тихоненко Р.М. ставит вопрос об отмене данного судебного акта в части удовлетворенных исковых требований. Настаивает на том, что в рассматриваемом случае Банк России вместе с другими собственниками помещений в здании, должны исполнить предусмотренное законом обязательство по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, в том числе в части, касающейся выполнения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам и обеспечению единой системы пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей о пожаре.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Банка России - Журавлев С.Н. выражает несогласие с изложенными в ней доводами.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 30 мая 2024 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Однако определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2024 года определение суда апелляционной инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей ГУ МЧС России по Красноярскому краю - Тихоненко Р.М., прокуратуры Красноярского края – Иляскина К.И., настаивавших на отмене решения суда в оспариваемой части, представителей Банка России – Елецкой Е.В., Высоцкого С.Н., полагавших указанный судебный акт подлежащим оставлению без изменения, представителя заинтересованного лица ООО «Центр Вознесенский» - Лоншакова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Банку России на праве собственности принадлежат помещения площадью 2548,2 кв.м., расположенные по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, о чем 28 декабря 2022 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости за № 24:50:0300245: 1499-24/095/2022-2. Общая площадь строения составляет 8908 кв.м. В здании находятся помещения, находящиеся в собственности других юридических и физических лиц.
Банк России занимает часть здания, выходящую на ул. Кирова, размещается в части этажа подвала № 1, а также в части этажей с 1-5 этажей, на 6 этаже.
На основании решения главного государственного инспектора Красноярского края по пожарному надзору Хрулькевича А.Л. от 13 марта 2023 года № 190, согласованного с первым заместителем прокурора Красноярского края 14 марта 2023 года, в период с 23 марта 2023 года по 5 апреля 2023 года был проведен внеплановый рейдовый осмотр здания, расположенного по адресу: г. <адрес> на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В качестве контролируемых лиц были поименованы владельцы помещений в названном строении, всего в количестве 31 лица (т.1 л.д. 35-38), в том числе и Банк России.
По итогам выполненного мероприятия был составлен акт от 5 апреля 2023 года № 190 и внесены предписания аналогичного содержания в адрес всех правообладателей помещений. Данное обстоятельство подтвердил в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и представитель заинтересованного лица ООО «Центр Вознесенский» - Лоншаков А.В.
В предписании было отмечено 15 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе указано на:
- отсутствие вторых эвакуационных выходов из помещений второго, третьего, четвертого и пятого этажей части здания (пр. <адрес>) и из помещений второго, третьего, четвертого, пятого, шестого и подвального этажей части здания (ул. <адрес>) – переходы между частями здания заблокированы глухими перегородками (п. 2 предписания);
- необеспечение коммутации систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, смонтированных на этажах здания (пр. <адрес>) в единую системы СПС и СОУЭ (п. 11 предписания).
Одновременно установлен срок для устранения выявленных недочетов до 1 октября 2023 года.
Разрешая заявленные требования и признавая их подлежащими удовлетворению в части признания незаконными п.п. 2, 11 предписания, суд первой инстанции, установив отсутствие нарушений при проведении проверки, которые могли бы повлечь признание ее результатов недействительными, вместе с тем указал на несоблюдение принципа исполнимости названного документа в обозначенной части. Это обусловлено тем, что устранение указанных недостатков не может быть выполнено Банком России как одним из собственников помещений в здании, поскольку предполагает взаимную работу всех владельцев в заданном направлении.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда в части отсутствия нарушений процедуры проведения рейдового осмотра (судебный акт в этой части сторонами не оспаривался), находит неверным вывод суда о наличии достаточных оснований для признания незаконными п.п. 2 и 11 предписания, полагая его базирующимся на неверной оценке фактических обстоятельств и толковании норм материального права.
Согласно абз. 2 п. 1 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности и условий, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 1 указанного нормативного правового акта).
В соответствии со ст. 53, ч. 1 ст. 89 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения). Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях (под которыми понимаются выходы, ведущие на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону) и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В целях реализации данных правопредписаний Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года № 194 утвержден Свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2020), который устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок.
В соответствии с п. 4.2.9 СП 1.13130.2020 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), этажи зданий класса Ф4 (к числу которых и относится здание по ул. <адрес>) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. При высоте расположения этажа не более 15 м допускается (кроме зданий V степени огнестойкости) предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, ФЗ и Ф 4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода на указанную лестничную клетку с этажа, а также с нижележащих этажей, противопожарными дверями 2-го типа. Выход с эксплуатируемой кровли в указанном случае должен вести непосредственно в лестничную клетку.
Если с этажа (части этажа) требуется устройство не менее двух эвакуационных выходов, то для всех помещений, находящихся на этаже (в части этажа), должен быть обеспечен доступ ко всем требуемым (но не менее чем к двум) эвакуационным выходам (п. 4.2.14 СП 1.13130.2020).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Во исполнение ст. 16 данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. В соответствии с п. 54 названного нормативного правового акта руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Контрольные мероприятия, согласно ст. 71 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», могут проводиться, в том числе в форме рейдового осмотра. Под таковым понимается мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом. В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Исходя из анализа приведенных норм права, выполнение обязательных требований пожарной безопасности, указанных выше, на нарушение которых указано в предписании, не поставлено в зависимость от взаимодействия (или его отсутствия) собственников помещений в нежилом здании, являющегося объектом проведенного контрольного (надзорного) мероприятия. Таковое осуществлялось в форме рейдового осмотра, а следовательно, выполнялась проверка не конкретного правообладателя, а здания в целом. Поэтому выявленные недочеты носили всеобъемлющий характер. То есть обязанность по их устранению в здании категории Ф4.3, отнесенному в настоящее время к категории значительного риска (решение ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 29 января 2025 года) возлагается на всех владельцев, а потому ссылка административного истца о возложении непосильного бремени только на Банк России, является несостоятельной.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о неисполнимости п.п. 2 и 11 предписания, на нормах права не основаны.
Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить решение суда в оспариваемой части с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными упомянутых пунктов предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 января 2024 года отменить в части признания незаконными пунктов 2 и 11 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 5 апреля 2023 года, выданного Центральному банку России в лице отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 января 2024 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 февраля 2025 года.