Судья Павлова К.П.
|
№ 33-186/2025
|
|
24RS0013-01-2023-001711-94
2.158
|
|
|
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 13 января 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Гинтер А.А., Гладких Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Эталон –Сити», ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ООО «Эталон-Сити» Беззубовой А.А.
на заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 мая 2024 года, которым постановлено:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Эталон –Сити» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на ООО «Эталон –Сити» обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу канализационной системы, исключающую переливание и загрязнение почвы.
Обязать ООО «Эталон –Сити» в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект рекультивации неразграниченного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с центральной координатой места загрязнения N 56.06634 Е 92.84414, площадь загрязнения 19,3 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета» отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Эталон –Сити» о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенного 13.10.2021 выездного обследования установлено, что по адресу <адрес>, расположена канализационная насосная станция (далее КНС). От данной станции в сторону дома <адрес> отходит металлическая труба диаметром 150-200 мм., предположительно служащая защитой от перелива и в случае превышения объема отходов проектной мощности, происходит сброс отходов через вышеуказанную трубу на почву. В месте выхода трубы обнаружены следы выливающихся отходов, запах соответствующий данному отходу. Присутствовавший при осмотре ФИО12 пояснил, что такое происходит периодически, предоставил в подтверждение фото и видео материалы.
По данному факту истцом 13.10.2021 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Эталон- Сити» произошел разлив ЖБО через переливную трубу, юридическое лицо допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта капитального строительства. Факт разлива подтверждается отобранными пробами в рамках проведения административного расследования от 13.10.2021, показания опрошенного местного населения <адрес>
Между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Эталон-Сити» заключен договор аренды муниципального имущества от 30.07.2021. Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 09.09.2021 № 421 ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета. Также администрацией Солонцовского сельсовета предоставлен акт приема-передачи имущества от 07.09.2021, дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества от 30.07.2021. По акту приема-передачи от 07.09.2021 ООО «Эталон-Сити» приняло сети водопровода, протяженностью 11 855,0 м, с к.н. №, расположенные в <адрес>, сооружение канализационная насосная станция площадью 25,2 кв.м. с к.н. № адресу ул. <адрес>
По договору аренды муниципального имущества, имущество (КНС) предоставляется арендатору во временное пользование с целью его технического обслуживания, для осуществления водоснабжения п. Солонцы. Условием пользования является содержание имущества в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельных участков и прилегающей к имуществу территорию, осуществление ее благоустройства, озеленение и уборку от мусора.
В нарушение действующего природоохранного законодательства, при эксплуатации ООО «Эталон-Сити» канализационной насосной станции, данным ООО не проводятся мероприятия по охране окружающей среды, направленные на исключение аварийных ситуаций, что повлекло к систематическому розливу ЖБО на рельеф в районе КНС в районе дома <адрес>. По результатам испытаний проб почвы, отобранных 13.10.2021 в месте розлива, обнаружено превышение по отношению к фоновым значениям загрязняющих веществ. Причиной загрязнения почвы, стал разлив стоков из указанной канализационной насосной станции.
Просили обязать ответчика обеспечить техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу системы, исключающую переливание и загрязнение почвы, а также в течении четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, разработать проект рекультивации неразграниченного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с центральной координатой места загрязнения N <данные изъяты>, площадь загрязнения 19,3 кв.м.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Ресурсы24», МКУ «Администрации Солонцовского сельсовета».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Эталон-Сити» Беззубова А.А.
просит отменить решение, указывая, что существующая КНС построена в 1960-х годах, когда процесс перекачки канализационных стоков предусматривал сброс сточных вод на рельеф в случае аварийных ситуаций. Ни законом, ни договором аренды на ООО «Эталон Сити» не возложена обязанность по строительству новой КНС, ее капитальном ремонте, технологический процесс перекачки сточных вод на которой будет соответствовать действующим экологическим нормам права, полностью исключит переливание сточных вод в случае аварийных ситуаций. Истцом не представлены доказательства вины ответчика в ненадлежащем техническом обслуживании, обеспечении бесперебойной, безаварийной работы КНС. В качестве доказательств необходимости проведения рекультивации земельного участка, истец ссылается на результаты административного расследования проведенного более двух лет назад.
Истец, ответчики ООО «Эталон-Сити», ООО «Ресурс24» в суд не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом заказной почтой (л.д. 46-49). Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя администрации Солонцовского сельсовета по доверенности Трифоновой Т.В., Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно положений ст.ст. 3,4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст.ст. 11,12,13 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу ст.51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ч.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 (далее также - Правил) "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
Согласно п.3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как правильно установлено судом, МО –Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края с 01.04.2015 является собственником сооружения – канализационной насосной станции с к.н. № площадью 25,2 кв.м. по адресу: <адрес>
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 09.09.2021 №421 ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета.
По договору аренды муниципального имущества от 30.07.2021, заключенному между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Эталон-Сити», с учетом дополнительного соглашения от 07.09.2021, указанному ответчику в аренду передано сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), сооружение – канализационная насосная станция. Имущество предоставлено в аренду во временное пользование с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в п.Солонцы (п.1.3 договора).
Условием пользования является содержание в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельные участки и прилегающую к имуществу территорию, осуществление ее благоустройства, озеленение и уборку от мусора ( п.5.1.13).
Имущество передано ООО «Эталон-Сити» по акту приема-передачи от 07.09.2021.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 06.09.2023 №558 статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета наделено ООО «Ресурсы 24», которому по договору аренды муниципального имущества от 16.02.2023на аналогичных условиях передано в аренду сооружение канализации– канализационная насосная станция с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в п.Солонцы.
На основании соглашения от 30.11.2023, договор аренды муниципального имущества от 16.02.2023, заключенный между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «Ресурсы24» расторгнут, имущество возвращено администрации Солонцовского сельсовета.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 01.12.2023 №801 ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета. Вышеуказанное сооружение канализации по договору аренды муниципального имущества от 01.12.2023, на основании акта приема-передачи от 01.12.2023 вновь передано в аренду ООО «Эталон-Сити» с целью его технического обслуживания, для обеспечения водоотведения в п.Солонцы, под условием содержания в порядке за счет средств, предусмотренных в тарифах на услуги по водоснабжению, земельных участков и прилегающей к имуществу территории, осуществления ее благоустройства, озеленения и уборки от мусора.
Также установлено, что в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края 16.09.2021 из природоохранной прокуратуры г. Красноярска поступило обращение Сотникова Д.В. по факту периодического разлива ЖБО на почву, в районе <адрес>, причиной которого он предполагает переполнение КНС расположенной вблизи вышеуказанного адреса.
По результатам проведенного 13.10.2021 министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края по обращению ФИО13. выездному обследованию установлено, что территориально вблизи дома <адрес> расположена канализационная насосная станция. От данной станции в сторону дома <адрес>, отходит металлическая труба диаметром 150- 200 мм., предположительная служащая защитой от перелива. В случае если объем отходов превышает проектную мощность, происходит сброс отходов через вышеуказанную трубу на почву. В месте выхода трубы в момент проведения осмотра обнаружены следы выливающихся, вытекающих отходов, присутствовал запах соответствующий данному отходу. Присутствовавший при осмотре гр. ФИО14 пояснил, что такое происходит периодически, предоставив фото и видео подтверждения данного факта.
По данному факту 3.10.2021 возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе административного расследования были опрошены местные жители, проживающие рядом с вышеуказанной КНС, указавшие на факты сброса ЖБО через металлическую трубу, встроенную в КНС расположенной в районе ул. Новая 2.
По результатам проведенного в рамках административного расследования 13.10.2021 отбора пробы почвы в месте розлива ЖБО, вытекающих на почву из металлической трубы, отходящей от КНС в районе дома <адрес>, установлено превышение загрязняющих веществ.
Согласно акта №17 выездного обследования от 21.04.2024, по адресу: п. <адрес> место обследования вблизи КНС с к.н. №, расположена канализационно-насосная станция. С данной КНС соединена металлическая труба служащая предохраняющим устройством от перелива резервуаров КНС, во время нештатных ситуаций. Труба проложена под землей и выходит на поверхность на расстоянии около 200-150 метров от самой станции. На момент обследования, из трубы на почву поступала жидкость мутного цвета, имевшая соответствующий цвет и запах, характеризующий ее как жидкие бытовые отходы. ЖБО. В момент обследования на станции работники отсутствовали, доступа для обследования не было. Жидкость разливалась по почве вблизи трубы, и в дальнейшем попадала в реку <данные изъяты>. Сброс ЖБО в неположенном месте, на почву вблизи реки <данные изъяты> от канализационной –насосной станции путем переливной трубы зафиксирован на фото и видео.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу о несоблюдении ООО «Эталон-Сити» требований закона при эксплуатации объекта капитального строительства -канализационной насосной станции, что привело к систематическому розливу ЖБО на рельеф в районе КНС в районе дома <адрес> и как следствие порчи земель ввиду их заражения жидкими бытовыми отходами.
Стороной ответчика факт допущенных нарушений и негативных последствий данных нарушений не оспорен, доказательств выполнения мероприятий по охране окружающей среды в целях не допущения возникновения аварийных ситуаций, влекущих розлив ЖБО, равно как и исполнения требований вынесенного в их адрес представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не представлено.
В своих объяснениях от 18.04.2022 директор ООО «Эталон-сити» Ковылина С.О. факт розлива ЖБО не отрицал, указал, что причиной данного розлива явился засор оборудования, трубы на водоотведение, вследствие чего произошло переполнение 2-го колодца и розлив ЖБО на почву.
Факт порчи земель вследствие их загрязнения при розливе жидких бытовых отходов на почву установлен по итогам проведенного в рамках административного расследования исследования проб почв отобранных в месте розлива ЖБО в районе дома ул. <адрес>. Согласно акта выездного обследования от 21.04.2024, выявленные нарушения не устранены, загрязнение почв жидкими бытовыми отходами с КНС, эксплуатируемой ответчиком, продолжается.
Указанные обстоятельства являются правовым основанием для возложения на ответчика обязанности для устранения выявленных нарушений закона в области экологии и природоохраны, путем обеспечения надлежащего технического обслуживания, переданного в их ведения объекта, в целях бесперебойной и безаварийной работы канализационной системы, исключающей переливание и загрязнение почвы.
Поскольку ООО «Эталон-Сити» является лицом, деятельность которого привела к деградации земель, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800, на ответчика правомерно возложена обязанность по разработке проекта рекультивации загрязненного земельного участка в границах кадастрового квартала №, с установленной площадью загрязнения 19,3 кв.м.
Указание в жалобе на давность установленных фактов нарушения, ввиду того, что административное расследование имело место более двух лет назад, не может быть принято во внимание.
Как указывалось выше в ходе проведенного истцом 21.04.2024 в рамках регионального экологического надзора выездного обследования КНС по адресу: <адрес> установлено, что загрязнение почв вследствие розлива ЖБО из резервуаров КНС продолжается до настоящего времени, допущенные ответчиком нарушения законодательства послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, вынесения представления, не устранены.
Ссылки в жалобе на условия договора аренды, которыми не предусмотрена обязанность ООО «Эталон Сити» по строительству новой КНС, либо ее капитальном ремонте, в обеспечение технологического процесса перекачки сточных вод полностью исключающего переливание сточных вод в случае аварийных ситуаций, несостоятельны.
Вне зависимости от технического устройства КНС ООО «Эталон-Сити», как гарантирующая организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Солонцовского сельсовета, в ведение которой передано указанное муниципальное имущество, обязано не допускать при эксплуатации КНС аварийный ситуаций, приводящих к загрязнению близлежащей территории жидкими бытовыми отходами и провести работы по устранению последствий допущенных нарушений путем проведения мероприятий по рекультивации загрязненного земельного участка.
Обстоятельств освобождающий ответчика от ответственности за нарушение требований экологического, земельного законодательства по охране земель и почв от негативного воздействия, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы в целом правильность выводов суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств, оснований к чему не имеется.
Разрешая спор суд правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным по делу доказательствам, постановив законное решение.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 мая 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Эталон-Сити» Беззубовой А.А. –без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий: Т.С.Тарараева.
Судьи: А.А.Гинтер.
Д.А.Гладких.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.01.2025.